Привет, меня зовут Лара.
Я автор и редактор. Веду блог и канал в телеграме, читаю и делюсь полезным.
Веду рассылку об интересном и саморазвитии.

Позднее Ctrl + ↑

Конспект книги Джен Синсеро «Будь дерзким»

Очередная книжка-мотивационка, побуждающая изменить себя и мир вокруг. Но кое-что полезное из нее я все таки взяла.
Объясняется, как подсознательно мы впитываем негативные установки, убеждения и легенды обо всем от семьи и окружающих. Автор «встряхивает», помогая осознать, что эти мысли—не мы. Задаешь себе вопрос: «А что на самом деле происходит?»

В книге сильный посыл о энергиях и вибрациях—да, звучит эзотерически, но разве не так же с нами работают психологи и коучи? Что о себе думаешь—тем и становишься.

Эго—не ты
Различай испуганное эго и «я» настоящее—доверяющее себе и решительное. Эго рождает страхи и тормозит нас на пути к желаемому.

Взгляд со стороны
Посмотри на себя со стороны глазами того, кто тобой восхищается и верит в тебя, не зная о твоих внутренних страхах и комплексах.

Не сравнивай себя с другими
Перестань думать, что ты недостаточно хорош, освободись от самокритики и вины. Не сравнивай себя с другими, забей на чужое мнение.

Играй
Пойми, что нет никакого «правильного» способа сделать что-то. Получай удовольствие от процесса.

Техника «инопланетянин»
Ты первый раз на Земле, нечем рисковать, нет прошлого и ты смотришь на все со стороны. Дает свежий взгляд на вещи.

Хватит думать
Сделай хоть что-то, действия лучше размышлений. Один абзац, кусок, шаг—начни.

Не изобретай колесо
Оглянись вокруг—кто живет так, как ты хочешь? Бери пример, техники, взгляд на вещи—копируй. Найди наставника или пример для подражания.

Мечтай
Включай воображение—мечты поднимают над суетой и дают обзор шире.

Верь в то, чего еще нет—и получишь это
Потому что оно уже есть, просто надо изменить угол обзора. Надо знать не «как», а что. Веди себя, как будто все уже случилось.

Техника «что может сойти мне с рук?»
Действует подход: «Я просто хочу посмотреть, получится ли у меня построить бизнес/ написать книгу/..» Сбрасывает давление, напоминает, что жизнь—игра.

Всегда учись
Не переставай быть новичком и наплюй на собственный непрофессионализм.

Это будет легко, когда поймешь, что это нетрудно
Восприятие определяет реальность. Определи свои легенды и убеждения о себе и мире и что они дают тебе. Попрощайся с ними и иди дальше.

О прокрастинации
Сделанное лучше идеального.
Смотри, где «затык» — там ты чаще всего останавливаешься.
Поспорь с кем-нибудь —делать придется точно.

О провалах
Когда правда надо что-то сделать—мы найдем время. Составь график, разбивай задачу на куски, выбирай только важное.

О страхах
Бояться или не бояться—выбор.
Представляй свои трудности в прошлом—будто все уже случилось.
Переверни страх—если ты этого не сделаешь, что случится? Лучше получить ужасный результат, чем продолжать жить посредственно, так и не приступив к делу.
Будь в моменте—разве прямо сейчас происходит что-то страшное?

Зеркала мира
Твоя реальность строится на том, на чем ты фокусируешься и как это интерпретируешь, включая качества людей. Если тебе что-то не нравится—это резонирует с твоими внутренними проблемами. Пересматривай свои убеждения и уважай себя.

Принятие решений
Хочу что-то поменять и намерен поменять—разные вещи.
Неудачи—это круто.
Решение—свобода. Нерешительность—мучение.
Поменять «я не знаю» на «я скоро пойму, что надо делать»

Дело или болтовня
На новом уровне всегда ждут трудности, которых не было до этого. Готовность преодолевать их, а не отшатываться от них, отличает упешных людей от лузеров. Трудности—факторы роста.

Привычки
Думай о том, какие поступки привели бы к самым позитивным изменениям в твоей жизни—и преврати их в привычки.

думаю

Так ведь тоже можно сделать?

Анализ и объяснение сложных идей

Есть три пути изучения сложных идей:

Сбор — думать как исследователь

Переварить и объяснить другим, собрать и упорядочить. Найти, изучить, структурировать. Потом объяснить и загрузить другим в мозг уже готовый пакет смысла.

Очистка, «стирание пыли» — думать, как археолог

Детективная работа. «Копаешь», как археолог. Цель — найти что-то древнее/забытое и показать другим —идею или принцип. Отличие от сбора в том, что читатели не только понимают информацию, но и могут применить в своей жизни. Объяснить что-то мало — мозг забывает все на следующий день. Объяснение — лишь один шаг из 20. Визуализировать информацию, чтобы читатель мог ее представить.

Распознавание шаблонов — видим закономерности

Микс первых двух способов. Собираем информацию, попутно объясняя и изучая процесс. Проясняем какую-то идею, а она, оказывается — часть пучка других идей. Трудность в том, что нужно определить каждый кусок информации в нужное место и определить, нужен этот кусок или нет.

Цель автора как ученика или «объяснятеля»
Подняться на уровень эксперта, чтобы объяснить простым языком уже продвинутым в теме читателям то, что они применят в конкретной области — наука, технологии, психология и т. д.
Поднять читателей на уровень ясности и понимания сложных идей, где им не нужно быть экспертами. Но чтобы они знали достаточно и могли обсуждать тему, задавать вопросы и думать о теме независимо — политика это, технологии, психология или что-то еще.

Шкала понимания идеи/принципа/темы
10 — ведущий специалист в мире по идее
9 — может задавать экспертные вопросы и создавать новую информацию и данные о идее
8 — может отвечать на вопросы эксперта и согласовывать противоречия о идее
7 — может ответить на любой вопрос новичка и имеет свои мысли о идее
6 — может ответить на любой вопрос новичка и имеет продвинутое мнение о идее
5 — знает об идее и может отличать ошибочные утверждения
4 — знает о идее и может описать ее своими словами 
3 — слышал о идее и повторяет то, что другие говорят о ней
2 — слышал о идее, но ничего о ней не знает
1 — никогда не слышал о идее

Прежде чем погружаться в изучение сложной идеи, определите себя на шкале. Можно начать с уровня 2-3 и подняться до 6-7. Цель — перевезти новичков с их уровня 2-3 на 6-7, но быстрее, чем ты это изучал сам.

Если начать «понижать планку» и объяснять на уровне 3-4 — разочаруешь читателя. В сети куча сайтов, объясняющих на уровне 1-3, но люди, которым интересен уровень 6, не получают там ничего.

Суть: понять уровень знаний читателей по шкале 1-10. И какой уровень им дать, чтобы вызвать нужное действие — неважно покупка это подписки, нового холодильника или видения будущего.

Объясняем сложные идеи другим

Пока сам учишься, чтобы научить, выглядит так:

  1. Движешься наощупь с завязанными глазами, чтобы понять где деревья. 
  2. Повязка сползает и различаешь все больше и больше. 
  3. Садишься на вертолет, поднимаешься в воздух и видишь общую картинку. 
  4. Ты в самолете, видишь не только все деревья, но и происходящее вокруг и почему деревья важны.

Подсказки

Становимся экспертом
Сначала копаешь все по теме, ничего не понимая. Но потом вырисовывается сквозное общепринятое понимание — как думают все. Копаешь дальше — понимание глубже, чем у других. 
Пример
Смерть в общепринятом понимании— «никакие технологии не могут спасти от смерти сегодня — люди просто умирают» 
Смерть в продвинутом понимании — «мозг с личностью, воспоминаниями и талантами и интеллектом — просто жесткий диск в голове, созданный расположением атомов. Это расположение — ты»

Писать для любителя (даже если ты уже эксперт)
Даже если понадобилось 150 часов на изучение темы, обрезать все, что не подходит и не относится к делу. Когда пишешь, стараться как эксперт ответить на все вопросы любителя, одновременно помня как это — быть им. Все еще можно признаться, что сам чего-то не знаешь.

Графика дополняет
Сложные икселевские таблицы могут выглядеть круто и.. слишком сложно? Иногда картинка в пейнте от руки объясняет лучше любой инфографики.

Придумать героя
С ним читателю будет легче разобраться в теме:
— кто ведет читателя за руку?
— это я или герой?
— рассказчик за сценой?
— где они должны начать?
— в какую игру я играю?
— какой голос использую? какие эмоции?
— смысл в том, чтобы показать или рассказать?

Собрать все вместе

  1. Выбрать способ изучения: сбор, очистка или распознавание шаблонов. Действия по изучению исходят из этого.
  2. Определить по шкале 1-10 уровень себя и читателя — куда идешь ты и куда ведешь его.
  3. Использовать подсказки — не стесняться признавать что ты не на 100% эксперт, быть проще, взять с собой героя в историю.

Вжух — и ты крутой блогер

Качество постов
Делиться тем, что используешь сам. Не писать ради того, чтобы просто что-то написать. Стараться находить лучшее и применимое. Для меня блог — квест и интересная игра, а это мотивирует стараться сделать лучше.

Выбрать узкую тему
Можно писать о рыбалке, плюшевых медведях и варенье вашей бабушки, но тогда и аудитория будет разномастная. Я пишу о редактуре, о том, как учиться и лайфхакнуть жизнь, потому что мне это интересно и в этом качаюсь. Еще мне интересно много чего другого, но это не по теме блога и остается за кадром

Пишите от себя
Во-первых, своим голосом писать проще. Во-вторых, он от вас никуда не денется и будет узнаваем. Очевидно, это плюс. 
Насчет «найди свой стиль» — шляпа. Стиль есть у всех, хотим мы того или нет. Если вы его не замечаете — это не значит, что его нет. Так что расслабьтесь и продолжайте.

С — стабильность
Если хотите быстрого заработка — блог лучше не заводить. Если не нравится писать или делиться полезными штуками — тоже не надо. Найдите другую сферу и перестаньте уже страдать. Писать надо регулярно и от души. 

Не смотреть на других
У Васи миллион подписчиков и в комментариях полыхает огонь, а у тебя нет. И так будет еще долго. Так что лучше не сравнивать себя с другими, а то тут-то твой блог медным тазом и накроется от моральных страданий. «Ради процесса, а не результата» — это как раз из этой оперы. 

Три способа учиться лучше

Ульрих Бозер написал книгу об учебе — Learn Better (англ. Учись лучше). «Умение правильно учиться помогает достичь успеха в любой сфере» — говорит он.
Бозер дает три стратегии: находить смысл, понимать, как ты думаешь и смириться с забыванием.

Находить смысл
Мотивация — ключ к успешной учебе. Для этого нужно понять, какой смысл в изучении чего-то конкретно для вас. Невозможно учиться, если не хочешь. Нужно увидеть ценность знаний и навыков.
Кто-то думает, что мозг как компьютер: мы читаем что-то, он это сохраняет и мы обращаемся к информации, когда нужно. Не совсем. В одном эксперименте студенты успешно решали в среднем 1,500 задач с помощью формул и уравнений, но им все еще не хватало понимания вопросов, на которые они отвечали. «Люди могут делать буквально тысячи вещей без изучения и понимания.»
Для закрепления знания нужно активно вовлекаться в процесс. Задавая себе вопросы «Почему так? Что происходит?» и даже ошибаясь, мы закрепляем информацию в мозге.

Подчеркивание текста и создание заметок во время чтения заставляют чувствовать себя умнее. Но лучше немного читать, останавливаться на пару минут и набрасывать пометки о том, что вы поняли. Очередное исследование показало, что студенты, которые читали параграф и потом должны были его вспомнить, написав или создав карту идей, запомнили больше чем те, кто просто читал параграф без активной работы с ним. Когда же их тоже вовлекли в работу с текстом — они усвоили больше.

Бозера однажды спросили о столице Австралии. После нескольких ошибок он гораздо лучше запомнил верный ответ. Это эффект гиперкоррекции — когда вы точно уверены в ответе и затем обнаруживаете, что ошиблись. Ошибаясь, мы останавливаемся и задаемся вопросом — почему? Так изучаемое приобретает больше смысла.
В следующий раз, услышав спор, попробуйте немедленно свести его к сути, записав или просто определив ключевые моменты. Это может выглядеть как трата времени, но разве не бессмысленнее читать что-то, забывать и читать снова? Если наполнить смыслом изучаемое — оно закрепится.

Понимать, как ты думаешь
Люди сверхосведомлены. Мы думаем, что умнее, чем на самом деле и поэтому работаем больше, чем другие. Математически это невозможно. «Мы не делаем достаточно для понимания непонятных нам вещей» — пишет Бозер.
Отчасти это происходит потому, что мы не тратим достаточно времени, думая о том, что делаем и чего не знаем. Как выяснилось, метапознание — мышление о мышлении — улучшает обучение.

У метапознания есть два подхода:
Планирование — «Каковы мои цели и как я это изучу?»
Отслеживание — «Есть другой способ сделать это? Как измерить прогресс? почему я делаю это?»

Немецкий исследователь Марсель Вьенманн обнаружил что дети с навыками метапознания превзошли детей с более высоким уровнем IQ на математических тестах. В его исследовании они извлекали из учебы на 40% больше по сравнению с 25% детей с высоким IQ. Планируя, отслеживая и оценивая обучение, понимаешь глубже.

Исследования показывают, что школьники, практикующие метакогнитивное мышление, лучше сдают экзамены, больше учатся самостоятельно и мотивированнее сверстников, не практикующих этот подход.
Британский Благотворительный фонд развития образования (EEF) считает метапознание одним из двух лучших методов учиться (обратная связь — второй.) Студенты, учившиеся через метапознание, ускорили обучение в среднем за 8 месяцeв, причем лучшие результаты показывали малообеспеченные и зрелые по возрасту ученики.

Забывать
Люди забывают 50% изучаемого за 24 часа. И это нормально. Забывание полезно для учебы и чем больше мы забываем, тем лучше учимся. Так происходит потому, что когда забываешь, можно вспомнить. И через вспоминание сохранять информацию дольше.
Чтобы извлечь из этого пользу, есть практика прерывания. Когда учеба состоит из разных задач, дети извлекают из нее больше, чем если бы решали одну задачу все время. Вспомните математику: дети обычно изучают одну тему — допустим, формулы. Затем — другую, например сравнение чисел. Им не надо думать о типе решаемых задач, тогда как это как раз полезно для решения тестов, где задачи беспорядочны. Когда мы переключаемся между разными задачами, то забываем и вспоминаем материал — в итоге усваивая его лучше.

Исследование Дугласа Рорера, профессора психологии из Южной Флориды, показало, что дети, смешивающие разные задачи, учились лучше чем те, кто нет. Важно, что позже в семестре, проходя тесты снова, они помнили больше.
Энни Мерфи Пол в Scientific American описывает результаты исследования:
«После трех месяцев студенты прошли тесты. Те, кто был вовлечен в практику прерывания, ответили на 80% вопросов верно, в сравнении с 64% студентов, выполняющих задания как обычно — одно за другим. Незначительное различие. Но суть вот в чем: через месяц студенты прошли тесты еще раз и группа практикующих прерывание ответила верно на 74% тестов, в то время как группа других студентов — только на 42%.»

Обычно мы изучаем информацию по другому — часто практикуем одно и тоже снова и снова. Но когда вы переключаетесь, обучение становится производительнее. Бозер говорил, что студенты, использующие карточки для запоминания с перерывами, улучшили свое обучение на 30%. Он даже нашел этому применение в жизни: его сын урезал выполнение домашней работы в среду и делал больше в субботу после обеда (бедный ребенок). Перерывы и варьирование задач помогли ему в учебе.

Заключение
В мире много заблуждений об учебе. Люди верят, что есть стили обучения без очевидных доказательств этому. Или что мы учимся хорошо без руководства и направления (нет).
Правда в том, что обучение — тяжелый труд, но он того стоит. Можно учиться естественно, если выделить на это время, создать план и выяснить, как отслеживать прогресс.

Как сосредоточиться и делать?

Импровизированный микс из того, что мне понравилось и того, что мне посоветовал один очень крутой чел. Его фидбэк — как камень с плеч сам по себе.
Ну вот подсказки.

Пойми, что мысли — это просто мысли и они не всегда правдивы
Так что не верь всему, что ты там себе надумал.

Не думай слишком много
«Не уходите слишком глубоко, это ведет к слишком сильному напрягу, а напряг ведет к проблемам, которых прямо сейчас даже не существует» (Jason Engay)

Отпусти прошлые ошибки
«Чтобы исцелить рану — надо перестать ее трогать. Если все время смотреть в зеркало заднего вида, будешь врезаться снова и снова» ( Leo Christopher)

Прими неопределенность
«Некоторые из интереснейших глав нашей жизни получат свое название только спустя много времени» (Bob Goff)

А вот что мне посоветовал крутой чувак
Проблема
Действия кажутся нелогичными, ненужными, неуклюжими, не туда и не в кассу. Кажется, что все время отстаю. Как правильно делать — непонятно. Страшно. Неверие в себя. Думаешь, что ничего не получится и вообще.

Решение
Не затыкать свои комплексы, а подружиться с ними. «В мире очень сильная мода на перекройку себя, чтобы стать вместо себя кем-то другим»

Проблема
Я хочу развиваться в новой сфере, но возникает ощущение, что пока ты делаешь один шаг — вся сфера делает два шага вперед.

Решение
Это иллюзия. Секрет в том, чтобы научиться не оценивать себя вообще. Плевать, что там кто делает.
Не оценивать себя можно натренироваться. В мире много людей, которые этому учат.

В мире читателя и не в мире читателя

Иду вчера в переходе метро и замечаю вот такие объявления. Взгляд сразу зацепился, хоть я и не целевая аудитория

А это в моем подъезде. Что хотел сказать автор?

Вывод нужен?

Сначала попробуй, потом спроси

Техника Корсона

Дэйл Корсон, декан корнеллского университета, наблюдал за студентами-инженерами и научными разработчиками — они часто решали сложные задачи. Студенты работали по принципу «небольшая задача за отрезок времени», чтобы «расколоть» ее.
Совет Корсона: «Прежде чем что-то сделать, спроси себя: „Что именно мне непонятно?“
Не проси о помощи, пока сам не попробовал решить задачу. И даже обратившись за помощью, убедись, что тебе ясно все до и после конкретного отрезка.

Программист Мэтт Рингл делится правилом 15 минут, оно похоже на технику Корсона:

  1. Если застрял, ищи решение еще 15 минут
  2. Если не нашел ответ, спроси кого-нибудь

Или: „Сначала попробуй сам, затем проси о помощи“

Правило 15 минут:

  1. Если намерен сдаться, заставь себя искать решение еще 15 минут. Напряжение спадет, потому что через 15 минут ты остановишься, поговоришь с кем-то о проблеме и получишь помощь. Сейчас отступи назад и посмотри на все в общем. Можно увидеть решение с этой точки зрения. Или убедить себя, что проблема неразрешима. Неважно — эти 15 минут ты просто смотришь на все еще раз.
  2. Если не нашел ответ, спроси кого-нибудь. Через 15 минут запиши все, что делал. Сделай много заметок — фиксируй все шаги, предположения и как ты искал решение. Скорее всего, найдется по крайней мере еще один способ решить проблему просто за счет того, что ты вытащил все из головы на бумагу.
  3. Попроси о помощи. Остановись и перестань искать решение. Обратись за помощью и убедись, что кто-то знает, что она тебе нужна. Просьба о помощи четче формулирует проблему и показывает, что ты работал над ней. Тебе могут не помочь немедленно, но теперь подключится по крайней мере еще один ум.

Почему важно просить о помощи

Ваши оплаченные часы стоят кому-то денег. Вам платят за навыки. Никто не будет платить за потраченные три часа на решение проблемы, не стоящей того. Это учит ценить время, задавая себе вопрос „Проблема того стоит?“
Коллеги помогут, потому что играют по тем же правилам. Это значит, что они задают и слушают обоснованные вопросы и ожидают того же от других. Найдите кого-то, кто не так погружен в свои дела — занятые люди не любят, когда их беспокоят. Окружающие знают, что если вы просите помощи, то уже потратили время и сделали заметки. Поэтому можно помочь с решением быстрее или найти верное направление. Возможно, простое обсуждение проблемы решит ее.
Нужно общаться с другими, потому что у них есть ответы. Все по разному понимают проблемы и используют знания.

Вывод

Цените свое время и время других. Разбирайтесь самостоятельно, прежде чем просить о помощи. Люди помогут, потому что человек, который просит о помощи, может подкинуть интересную задачу.
Или: тратя достаточно времени друг на друга, каждый экономит свое.

Как учиться быстрее и проще. Метод интервальных повторений

Суть — увеличивать перерывы между сессиями обучения. Добавляя перерывы, запоминаешь больше. Интервальный метод основан на эффекте интервального повторения.

Вот как описывает метод Пирс Говард, автор книги «Руководство пользователя для мозга»:
«В работу, включающую в себя высшие ментальные функции, такие как анализ и синтез, должны быть добавлены промежутки для закрепления новых нейронных связей. В ином случае новые знания просто вытесняют старые»

Представьте обучение как постройку стены — если класть новые кирпичи слишком быстро, цементный раствор не успеет закрепить предыдущий слой и качество стены будет не лучшим. Промежутки позволяют «умственному раствору» высохнуть.

Любой тип информации только выигрывает от этого метода — по крайней мере все те знания, что появились после рождения науки о памяти 130 лет назад.

В 1880-х психолог Герман Эббингауз был первым, кто анализировал память, придумывая бессмысленные слоги и составляя из них списки.

Тщательно записывая свои результаты — сколько раз он изучал каждый список, временные интервалы между каждой учебной сессией и сколько он запомнил — Эббингауз составил график зависимости, где воспоминания «распадались» со временем. Он показал уровень распада на графике под названием Кривая Забывания.

Эта кривая важна для науки о памяти, но также ошибочна. Она основана на идее, что воспоминания просто угасают со временем. На самом деле все сложнее.

Новая теория забывания

В своей книге «Как мы учимся» научный журналист Бенедикт Кэри описывает теорию неупотребления (он называет ее теорией «забудь, как учиться»), в которой объясняет, почему одни воспоминания застревают в памяти надолго, в то время как другие нет.

Первый принцип

У воспоминаний есть два разных навыка— хранение и извлечение.

  • Навык хранения — информация не исчезает со временем. Если данные загружены и мозг считает, что получил что-то важное, он сохраняет их. Навык хранения увеличивают через повторение, вспоминание или использование.
  • Навык извлечения — возможность получить доступ к памяти — исчезает со временем. Это непостоянный и меньший по объему «жесткий диск». Его нужно регулярно обновлять.

Выходит, что «забывание» — проблема доступности. Информация есть в «хранилище», но ее нельзя извлечь.

Второй принцип

Чем чаще обращаешься к информации, тем быстрее извлекаешь ее при повторном обращении. Вот как Бенедикт Кэри описывает это:

«Должны быть перерывы, чтобы усилить закрепление материала, когда мы возвращаемся к нему. Без небольшого забывания вы не извлечете пользы из последующего обучения. Это то, что позволяет „качать“ навык, как тренируемую мышцу.

Роберт Бьорк, один из спонсоров развития этой теории, называет это принципом желаемого затруднения. Это определение объясняет эффективность интервальных повторений: они помогают максимально увеличить желаемую сложность — а это во много раз увеличивает результаты обучения.

Даже Герман Эббингауз знал это. Во время исследований он обнаружил, что вполне может повторить список из 12 бессмысленных слогов, делая 68 повторений в первый день и семь повторений в следующий.

Но и с 38 повторениями, растянутыми на три дня, он запомнил слоги не хуже. Период обучения длиннее, но существенно сокращается фактическое время, потраченное на само обучение. Вот как он это описывает:

„При любом значительном количестве повторений распределять их на интервалы во времени полезнее, чем запоминать все за один раз“

Каковы оптимальные промежутки между повторениями?

Петр Возняк долго изучал этот вопрос и на основе исследований создал программу SuperMemo. Алгоритмы определения интервалов довольно сложны, но вот упрощенная версия оптимальных интервалов:

Первое повторение: 1 день
Второе повторение: 7 дней
Третье повторение: 16 дней
Четвертое повторение: 35 дней

Исследование, опубликованное в 2008 году, также попыталось ответить на вопрос, но в этот раз учитывая дату проверки знаний. Они обнаружили, что оптимальный интервал между первой и второй учебными сессиями увеличивается в зависимости от того, как давно была проверка.

Бенедикт Кэри в своей книге Как мы учимся интерпретирует интервалы, основывая их на разных датах проверки

То есть, если проверка знаний на этой неделе, нужно сделать учебную сессию сегодня и затем сделать следующую завтра или послезавтра. Кэри рекомендует добавить третью сессию за день до проверки.

Важно знать, что промежутки приблизительны, как и многое в науке о мозге и памяти. Сложно составить конкретные рекомендации, которые будут работать для всех одинаково.

Приложения для интервальных повторений

Вообще есть много интервальных приложений. Например, Anki довольно популярно — люди делятся своими досками (хотя вы учитесь лучше, создавая собственные), приложение можно настроить под себя и оно бесплатно для всех платформ. Также есть веб-версия и можно учиться в браузере.
Одно предостережение — версия для iPhone стоит $25, что довольно много. Скорее всего это сделано, чтобы дать людям возможность поддержать приложение. Тем не менее, все еще можно использовать Anki через мобильный браузер Safari.

Создавать карточки легко и можно добавить к ним картинку, что улучшает запоминаемость.

Крутая особенность — можно оценивать ответы . После того как перевернете карточку, можно дать знать программе, насколько тяжело вам было ответить.

Если ошиблись, вы увидите карточку снова во время той же сессии, пока не ответите верно. Если ответили верно, но вспомнить ответ было тяжело, можно сказать Anki и  в следующий раз она покажет карточку пораньше. Обычные карточки для запоминания так использовать нельзя.

Эта система оценки ответов помогает извлечь из интервальных повторений две главных выгоды:
— Увеличить эффективность обучения благодаря интервалам
— Экономить время, не тратя время на карточки, которые вы уже хорошо запомнили

Есть альтернативы Anki — например TinyCards симпатичнее и создает карточки быстрее. Сейчас есть только для iPhone.

Еще один вариант — Flashcards Deluxe, , карточное приложение для iOS (есть и для Android). Если сравнивать с TinyCards, Flashcards Deluxe функциональнее.

Другие приложения, которые поддерживают интервальное повторение

Memrise
https://www.supermemo.com/
NimbleNotes — крутой микс, в котором сочетаются черты Evernote, карточки и интервальное повторение
Mnemosyne
Eidetic
Quizlet — тут нужна подписка для доступа к интервальным повторениям

Если не знаете, с чего начать, попробуйте Anki. Если у вас iPhone, попробуйте TinyCards. Возможно, вам понравится простота приложения, если не хотите использовать Anki в браузере или платить за приложение.

Источники

Как мы учимся Бенедикт Кэри
Руководство пользователя для мозга Пирс Говард
О памяти Герман Эббингауз
Алгоритм SuperMemo
более поздний алгоритм SuperMemo
Лучшее расписание для интервальных повторений
Подробнее о системе Лейтнера
Детали алгоритма Anki

Ранее Ctrl + ↓
x