Три способа учиться лучше

Ульрих Бозер написал книгу об учебе — Learn Better (англ. Учись лучше). «Умение правильно учиться помогает достичь успеха в любой сфере» — говорит он.
Бозер дает три стратегии: находить смысл, понимать, как ты думаешь и смириться с забыванием.

Находить смысл
Мотивация — ключ к успешной учебе. Для этого нужно понять, какой смысл в изучении чего-то конкретно для вас. Невозможно учиться, если не хочешь. Нужно увидеть ценность знаний и навыков.
Кто-то думает, что мозг как компьютер: мы читаем что-то, он это сохраняет и мы обращаемся к информации, когда нужно. Не совсем. В одном эксперименте студенты успешно решали в среднем 1,500 задач с помощью формул и уравнений, но им все еще не хватало понимания вопросов, на которые они отвечали. «Люди могут делать буквально тысячи вещей без изучения и понимания.»
Для закрепления знания нужно активно вовлекаться в процесс. Задавая себе вопросы «Почему так? Что происходит?» и даже ошибаясь, мы закрепляем информацию в мозге.

Подчеркивание текста и создание заметок во время чтения заставляют чувствовать себя умнее. Но лучше немного читать, останавливаться на пару минут и набрасывать пометки о том, что вы поняли. Очередное исследование показало, что студенты, которые читали параграф и потом должны были его вспомнить, написав или создав карту идей, запомнили больше чем те, кто просто читал параграф без активной работы с ним. Когда же их тоже вовлекли в работу с текстом — они усвоили больше.

Бозера однажды спросили о столице Австралии. После нескольких ошибок он гораздо лучше запомнил верный ответ. Это эффект гиперкоррекции — когда вы точно уверены в ответе и затем обнаруживаете, что ошиблись. Ошибаясь, мы останавливаемся и задаемся вопросом — почему? Так изучаемое приобретает больше смысла.
В следующий раз, услышав спор, попробуйте немедленно свести его к сути, записав или просто определив ключевые моменты. Это может выглядеть как трата времени, но разве не бессмысленнее читать что-то, забывать и читать снова? Если наполнить смыслом изучаемое — оно закрепится.

Понимать, как ты думаешь
Люди сверхосведомлены. Мы думаем, что умнее, чем на самом деле и поэтому работаем больше, чем другие. Математически это невозможно. «Мы не делаем достаточно для понимания непонятных нам вещей» — пишет Бозер.
Отчасти это происходит потому, что мы не тратим достаточно времени, думая о том, что делаем и чего не знаем. Как выяснилось, метапознание — мышление о мышлении — улучшает обучение.

У метапознания есть два подхода:
Планирование — «Каковы мои цели и как я это изучу?»
Отслеживание — «Есть другой способ сделать это? Как измерить прогресс? почему я делаю это?»

Немецкий исследователь Марсель Вьенманн обнаружил что дети с навыками метапознания превзошли детей с более высоким уровнем IQ на математических тестах. В его исследовании они извлекали из учебы на 40% больше по сравнению с 25% детей с высоким IQ. Планируя, отслеживая и оценивая обучение, понимаешь глубже.

Исследования показывают, что школьники, практикующие метакогнитивное мышление, лучше сдают экзамены, больше учатся самостоятельно и мотивированнее сверстников, не практикующих этот подход.
Британский Благотворительный фонд развития образования (EEF) считает метапознание одним из двух лучших методов учиться (обратная связь — второй.) Студенты, учившиеся через метапознание, ускорили обучение в среднем за 8 месяцeв, причем лучшие результаты показывали малообеспеченные и зрелые по возрасту ученики.

Забывать
Люди забывают 50% изучаемого за 24 часа. И это нормально. Забывание полезно для учебы и чем больше мы забываем, тем лучше учимся. Так происходит потому, что когда забываешь, можно вспомнить. И через вспоминание сохранять информацию дольше.
Чтобы извлечь из этого пользу, есть практика прерывания. Когда учеба состоит из разных задач, дети извлекают из нее больше, чем если бы решали одну задачу все время. Вспомните математику: дети обычно изучают одну тему — допустим, формулы. Затем — другую, например сравнение чисел. Им не надо думать о типе решаемых задач, тогда как это как раз полезно для решения тестов, где задачи беспорядочны. Когда мы переключаемся между разными задачами, то забываем и вспоминаем материал — в итоге усваивая его лучше.

Исследование Дугласа Рорера, профессора психологии из Южной Флориды, показало, что дети, смешивающие разные задачи, учились лучше чем те, кто нет. Важно, что позже в семестре, проходя тесты снова, они помнили больше.
Энни Мерфи Пол в Scientific American описывает результаты исследования:
«После трех месяцев студенты прошли тесты. Те, кто был вовлечен в практику прерывания, ответили на 80% вопросов верно, в сравнении с 64% студентов, выполняющих задания как обычно — одно за другим. Незначительное различие. Но суть вот в чем: через месяц студенты прошли тесты еще раз и группа практикующих прерывание ответила верно на 74% тестов, в то время как группа других студентов — только на 42%.»

Обычно мы изучаем информацию по другому — часто практикуем одно и тоже снова и снова. Но когда вы переключаетесь, обучение становится производительнее. Бозер говорил, что студенты, использующие карточки для запоминания с перерывами, улучшили свое обучение на 30%. Он даже нашел этому применение в жизни: его сын урезал выполнение домашней работы в среду и делал больше в субботу после обеда (бедный ребенок). Перерывы и варьирование задач помогли ему в учебе.

Заключение
В мире много заблуждений об учебе. Люди верят, что есть стили обучения без очевидных доказательств этому. Или что мы учимся хорошо без руководства и направления (нет).
Правда в том, что обучение — тяжелый труд, но он того стоит. Можно учиться естественно, если выделить на это время, создать план и выяснить, как отслеживать прогресс.

Поделиться
Отправить
Популярное
x