Как учиться быстрее и проще. Метод интервальных повторений

Суть — увеличивать перерывы между сессиями обучения. Добавляя перерывы, запоминаешь больше. Интервальный метод основан на эффекте интервального повторения.

Вот как описывает метод Пирс Говард, автор книги «Руководство пользователя для мозга»:
«В работу, включающую в себя высшие ментальные функции, такие как анализ и синтез, должны быть добавлены промежутки для закрепления новых нейронных связей. В ином случае новые знания просто вытесняют старые»

Представьте обучение как постройку стены — если класть новые кирпичи слишком быстро, цементный раствор не успеет закрепить предыдущий слой и качество стены будет не лучшим. Промежутки позволяют «умственному раствору» высохнуть.

Любой тип информации только выигрывает от этого метода — по крайней мере все те знания, что появились после рождения науки о памяти 130 лет назад.

В 1880-х психолог Герман Эббингауз был первым, кто анализировал память, придумывая бессмысленные слоги и составляя из них списки.

Тщательно записывая свои результаты — сколько раз он изучал каждый список, временные интервалы между каждой учебной сессией и сколько он запомнил — Эббингауз составил график зависимости, где воспоминания «распадались» со временем. Он показал уровень распада на графике под названием Кривая Забывания.

Эта кривая важна для науки о памяти, но также ошибочна. Она основана на идее, что воспоминания просто угасают со временем. На самом деле все сложнее.

Новая теория забывания

В своей книге «Как мы учимся» научный журналист Бенедикт Кэри описывает теорию неупотребления (он называет ее теорией «забудь, как учиться»), в которой объясняет, почему одни воспоминания застревают в памяти надолго, в то время как другие нет.

Первый принцип

У воспоминаний есть два разных навыка— хранение и извлечение.

  • Навык хранения — информация не исчезает со временем. Если данные загружены и мозг считает, что получил что-то важное, он сохраняет их. Навык хранения увеличивают через повторение, вспоминание или использование.
  • Навык извлечения — возможность получить доступ к памяти — исчезает со временем. Это непостоянный и меньший по объему «жесткий диск». Его нужно регулярно обновлять.

Выходит, что «забывание» — проблема доступности. Информация есть в «хранилище», но ее нельзя извлечь.

Второй принцип

Чем чаще обращаешься к информации, тем быстрее извлекаешь ее при повторном обращении. Вот как Бенедикт Кэри описывает это:

«Должны быть перерывы, чтобы усилить закрепление материала, когда мы возвращаемся к нему. Без небольшого забывания вы не извлечете пользы из последующего обучения. Это то, что позволяет „качать“ навык, как тренируемую мышцу.

Роберт Бьорк, один из спонсоров развития этой теории, называет это принципом желаемого затруднения. Это определение объясняет эффективность интервальных повторений: они помогают максимально увеличить желаемую сложность — а это во много раз увеличивает результаты обучения.

Даже Герман Эббингауз знал это. Во время исследований он обнаружил, что вполне может повторить список из 12 бессмысленных слогов, делая 68 повторений в первый день и семь повторений в следующий.

Но и с 38 повторениями, растянутыми на три дня, он запомнил слоги не хуже. Период обучения длиннее, но существенно сокращается фактическое время, потраченное на само обучение. Вот как он это описывает:

„При любом значительном количестве повторений распределять их на интервалы во времени полезнее, чем запоминать все за один раз“

Каковы оптимальные промежутки между повторениями?

Петр Возняк долго изучал этот вопрос и на основе исследований создал программу SuperMemo. Алгоритмы определения интервалов довольно сложны, но вот упрощенная версия оптимальных интервалов:

Первое повторение: 1 день
Второе повторение: 7 дней
Третье повторение: 16 дней
Четвертое повторение: 35 дней

Исследование, опубликованное в 2008 году, также попыталось ответить на вопрос, но в этот раз учитывая дату проверки знаний. Они обнаружили, что оптимальный интервал между первой и второй учебными сессиями увеличивается в зависимости от того, как давно была проверка.

Бенедикт Кэри в своей книге Как мы учимся интерпретирует интервалы, основывая их на разных датах проверки

То есть, если проверка знаний на этой неделе, нужно сделать учебную сессию сегодня и затем сделать следующую завтра или послезавтра. Кэри рекомендует добавить третью сессию за день до проверки.

Важно знать, что промежутки приблизительны, как и многое в науке о мозге и памяти. Сложно составить конкретные рекомендации, которые будут работать для всех одинаково.

Приложения для интервальных повторений

Вообще есть много интервальных приложений. Например, Anki довольно популярно — люди делятся своими досками (хотя вы учитесь лучше, создавая собственные), приложение можно настроить под себя и оно бесплатно для всех платформ. Также есть веб-версия и можно учиться в браузере.
Одно предостережение — версия для iPhone стоит $25, что довольно много. Скорее всего это сделано, чтобы дать людям возможность поддержать приложение. Тем не менее, все еще можно использовать Anki через мобильный браузер Safari.

Создавать карточки легко и можно добавить к ним картинку, что улучшает запоминаемость.

Крутая особенность — можно оценивать ответы . После того как перевернете карточку, можно дать знать программе, насколько тяжело вам было ответить.

Если ошиблись, вы увидите карточку снова во время той же сессии, пока не ответите верно. Если ответили верно, но вспомнить ответ было тяжело, можно сказать Anki и  в следующий раз она покажет карточку пораньше. Обычные карточки для запоминания так использовать нельзя.

Эта система оценки ответов помогает извлечь из интервальных повторений две главных выгоды:
— Увеличить эффективность обучения благодаря интервалам
— Экономить время, не тратя время на карточки, которые вы уже хорошо запомнили

Есть альтернативы Anki — например TinyCards симпатичнее и создает карточки быстрее. Сейчас есть только для iPhone.

Еще один вариант — Flashcards Deluxe, , карточное приложение для iOS (есть и для Android). Если сравнивать с TinyCards, Flashcards Deluxe функциональнее.

Другие приложения, которые поддерживают интервальное повторение

Memrise
https://www.supermemo.com/
NimbleNotes — крутой микс, в котором сочетаются черты Evernote, карточки и интервальное повторение
Mnemosyne
Eidetic
Quizlet — тут нужна подписка для доступа к интервальным повторениям

Если не знаете, с чего начать, попробуйте Anki. Если у вас iPhone, попробуйте TinyCards. Возможно, вам понравится простота приложения, если не хотите использовать Anki в браузере или платить за приложение.

Источники

Как мы учимся Бенедикт Кэри
Руководство пользователя для мозга Пирс Говард
О памяти Герман Эббингауз
Алгоритм SuperMemo
более поздний алгоритм SuperMemo
Лучшее расписание для интервальных повторений
Подробнее о системе Лейтнера
Детали алгоритма Anki

Поделиться
Отправить
Запинить
Популярное
x