Анализ и объяснение сложных идей

Есть три пути изучения сложных идей:

Сбор — думать как исследователь

Переварить и объяснить другим, собрать и упорядочить. Найти, изучить, структурировать. Потом объяснить и загрузить другим в мозг уже готовый пакет смысла.

Очистка, «стирание пыли» — думать, как археолог

Детективная работа. «Копаешь», как археолог. Цель — найти что-то древнее/забытое и показать другим —идею или принцип. Отличие от сбора в том, что читатели не только понимают информацию, но и могут применить в своей жизни. Объяснить что-то мало — мозг забывает все на следующий день. Объяснение — лишь один шаг из 20. Визуализировать информацию, чтобы читатель мог ее представить.

Распознавание шаблонов — видим закономерности

Микс первых двух способов. Собираем информацию, попутно объясняя и изучая процесс. Проясняем какую-то идею, а она, оказывается — часть пучка других идей. Трудность в том, что нужно определить каждый кусок информации в нужное место и определить, нужен этот кусок или нет.

Цель автора как ученика или «объяснятеля»
Подняться на уровень эксперта, чтобы объяснить простым языком уже продвинутым в теме читателям то, что они применят в конкретной области — наука, технологии, психология и т. д.
Поднять читателей на уровень ясности и понимания сложных идей, где им не нужно быть экспертами. Но чтобы они знали достаточно и могли обсуждать тему, задавать вопросы и думать о теме независимо — политика это, технологии, психология или что-то еще.

Шкала понимания идеи/принципа/темы
10 — ведущий специалист в мире по идее
9 — может задавать экспертные вопросы и создавать новую информацию и данные о идее
8 — может отвечать на вопросы эксперта и согласовывать противоречия о идее
7 — может ответить на любой вопрос новичка и имеет свои мысли о идее
6 — может ответить на любой вопрос новичка и имеет продвинутое мнение о идее
5 — знает об идее и может отличать ошибочные утверждения
4 — знает о идее и может описать ее своими словами 
3 — слышал о идее и повторяет то, что другие говорят о ней
2 — слышал о идее, но ничего о ней не знает
1 — никогда не слышал о идее

Прежде чем погружаться в изучение сложной идеи, определите себя на шкале. Можно начать с уровня 2-3 и подняться до 6-7. Цель — перевезти новичков с их уровня 2-3 на 6-7, но быстрее, чем ты это изучал сам.

Если начать «понижать планку» и объяснять на уровне 3-4 — разочаруешь читателя. В сети куча сайтов, объясняющих на уровне 1-3, но люди, которым интересен уровень 6, не получают там ничего.

Суть: понять уровень знаний читателей по шкале 1-10. И какой уровень им дать, чтобы вызвать нужное действие — неважно покупка это подписки, нового холодильника или видения будущего.

Объясняем сложные идеи другим

Пока сам учишься, чтобы научить, выглядит так:

  1. Движешься наощупь с завязанными глазами, чтобы понять где деревья. 
  2. Повязка сползает и различаешь все больше и больше. 
  3. Садишься на вертолет, поднимаешься в воздух и видишь общую картинку. 
  4. Ты в самолете, видишь не только все деревья, но и происходящее вокруг и почему деревья важны.

Подсказки

Становимся экспертом
Сначала копаешь все по теме, ничего не понимая. Но потом вырисовывается сквозное общепринятое понимание — как думают все. Копаешь дальше — понимание глубже, чем у других. 
Пример
Смерть в общепринятом понимании— «никакие технологии не могут спасти от смерти сегодня — люди просто умирают» 
Смерть в продвинутом понимании — «мозг с личностью, воспоминаниями и талантами и интеллектом — просто жесткий диск в голове, созданный расположением атомов. Это расположение — ты»

Писать для любителя (даже если ты уже эксперт)
Даже если понадобилось 150 часов на изучение темы, обрезать все, что не подходит и не относится к делу. Когда пишешь, стараться как эксперт ответить на все вопросы любителя, одновременно помня как это — быть им. Все еще можно признаться, что сам чего-то не знаешь.

Графика дополняет
Сложные икселевские таблицы могут выглядеть круто и.. слишком сложно? Иногда картинка в пейнте от руки объясняет лучше любой инфографики.

Придумать героя
С ним читателю будет легче разобраться в теме:
— кто ведет читателя за руку?
— это я или герой?
— рассказчик за сценой?
— где они должны начать?
— в какую игру я играю?
— какой голос использую? какие эмоции?
— смысл в том, чтобы показать или рассказать?

Собрать все вместе

  1. Выбрать способ изучения: сбор, очистка или распознавание шаблонов. Действия по изучению исходят из этого.
  2. Определить по шкале 1-10 уровень себя и читателя — куда идешь ты и куда ведешь его.
  3. Использовать подсказки — не стесняться признавать что ты не на 100% эксперт, быть проще, взять с собой героя в историю.
Поделиться
Отправить
Популярное
x